Омск, проспект Мира, 35 Б

Адреса и телефоны филиалов

 +7 (3812) 22-25-45

+7 (913) 686-0142

VKontakte.svg

ok logo

 

 

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Постоянные прогулы имеют негативный характер. Согласно статье № 43 Закона «Об образовании», прогулы считаются грубым нарушением устава образовательного учреждения, за что учащийся может быть отчислен из школы.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

 

Субъективные причины связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

1. Низкий уровень мотивации к обучению. Ребенок не понимает, для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
3. Пробелы в уровне подготовки, порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характера: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

 

Объективные причины вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

1. Неправильная организация образовательного процесса, не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызова родителей в школу и неуспеха на контрольных работах.
2. Несформированность классного коллектива, ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
3. Необъективность учительской оценки знаний, конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

 

Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что источником проблемы школьных прогулов являются семейные отношения. Она выделяет 4 типичных семейных аспекта, порождающих прогулы детей, где родители:

Не являются авторитетом для ребенка. Он не считается с их мнением, а те допускают вседозволенность и безнаказанность.
Не уделяют внимания ребенку, не оказывают помощи в решении школьных проблем. Ребенок воспринимает ситуацию как знак к тому, что его старания в обучении не интересуют родителей. Он ищет внимания на стороне.
Подавляют ребенка, предъявляют завышенные требования. Страх огорчить родных и не соответствовать ожиданиям ведет к прогулам.
Слишком опекают ребенка. При малейшей жалобе на недомогание ребенка оставляют дома, потакают капризам, оправдывают пропуски перед учителями. Позже, прогуливая школу, ребенок знает, что родители пожалеют, прикроют и не накажут.

 

Во время, отведенное на учебные занятия, ребенка нет в школе. Где, с кем и как он проводит время – в лучшем случае, дома, один и бесцельно. В худшем – в подворотне, в плохой компании и с вредными последствиями.

Негативные последствия систематических прогулов школы:

• отставание в освоении школьной программы;
• негативная репутация ученика перед администрацией школы, учителями, одноклассниками;
• вредные привычки – курение, алкоголизм, токсикомания, игромания, наркомания;
• отрицательные черты личности – хитрость, ложь;
• несчастные случаи, жертвами которых становятся прогульщики;
• ранние беспорядочные половые отношения;
• совершение правонарушений.

Если в семье между взрослыми и детьми нет доверия, то ребенок скрывает факты прогулов и обманывает. Чем позже родители узнают о пропусках, тем сложнее разрешить ситуацию. Есть признаки в поведении, которые должны насторожить родителей:

• частые отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
• нежелание выполнять уроки, откладывание заданий до вечера;
• постоянные жалобы на недосыпание, головные боли, просьбы остаться дома;
• вредные привычки, новые неблагонадежные друзья;
• негативная реакция на вопросы об успеваемости и школьной жизни;
• безразличие к внешнему виду перед школой, плохое настроение;
• замкнутость, нежелание обсуждать с родителями свои проблемы.

Если родителям небезразлична судьба сына или дочери, они должны найти способ разрешения ситуации. Действия взрослых не должны иметь одноразовый характер, эффективен лишь комплекс мер – сочетание ограничения и поощрения, строгости и доброты. На этом строили свои педагогические идеи известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

 

Конкретные шаги зависят от причин прогулов:

1. Универсальный первый шаг – откровенный, доверительный, терпеливый разговор с ребенком, направленный на выяснение проблем, порождающих прогулы. Разговаривать надо постоянно, учиться слушать ребенка и слышать его боль, проблемы, потребности, какими бы простыми и наивными они не показались.

2. Беседа с администрацией школы, учителями, одноклассниками, друзьями. Тон беседы – конструктивный, без скандала, высоких интонаций, взаимных претензий и критики. Цель – увидеть ситуацию с другой стороны, найти совместное решение.

3. Если есть проблема в отставании и пробелах знаний – обратиться к репетиторам, предложить посещение дополнительных занятий в школе, оказать личную помощь в освоении предмета.

4. Проблема в неуверенности и страхах ребенка – для повышения самооценки предложить записаться в кружок, секцию, уделить внимание совместному семейному досугу.

5. Конфликты с одноклассниками и педагогами – привлечение личного жизненного опыта, помощь психолога. В отдельных случаях – альтернативный вид обучения, дистанционное или свободное, перевод в другой класс или школу.

6. Если причины прогулов в компьютерной и игровой зависимости, эффективно воспитание ответственности и организованности через четкий график расписания дел, где на компьютер выделен ограниченный промежуток времени, при условии выполнения домашних обязанностей, уроков.

7. Если причины прогулов вызваны неблагополучием в семье, прогулы могут рассматриваться как протест. Надо наладить семейную жизнь и дать ребенку возможность учиться.
Главное – не стоить ждать, что все уладится само собой. Проблема есть – ее надо решать. Усилия взрослых будут вознаграждены, и когда-нибудь ребенок скажет вам «спасибо».

 

Информация подготовлена по материалам из открытых источников

-->