Омск, проспект Мира, 35 Б

Адреса и телефоны филиалов

 +7 (3812) 22-25-45

+7 (913) 686-0142

VKontakte.svg

ok logo

 

 

«Осторожно, упадешь, поранишься, разобьешься, свернешь себе шею!» - вот обычная реакция родителей, когда речь заходит о неосмотрительном поведении ребенка. Мы стараемся обезопасить малышей всеми возможными способами, и порой это действительно получается: мамы, побывавшие в западноевропейских странах, с восторгом рассказывают об уличных детских площадках с мягким покрытием, безопасными качелями и горками, на которых невозможно занозиться. Такие площадки стали появляться и у нас, а между тем ученые всерьез обсуждают их вредоносность.

Как полагают ученые, дети лезут на деревья и крыши гаражей, гоняют на роликах и даже устраивают потасовки не просто так: это важный эволюционный механизм, позволяющий им подготовиться к экстремальным ситуациям, которые возникнут в будущем. Поэтому игры с элементами риска нужно рассматривать как часть нормального развития детей.

Первоначальная реакция ребенка на опасную ситуацию – страх. Это естественный механизм, защищающий малыша от травм. Однако затем ребенок приступает к экспериментам, направленным на преодоление страха – ведь чем старше становится ребенок, тем меньшую опасность представляют для него одни и те же ситуации.

К примеру, еще месяц назад он опасался слезть с высокого кресла, сегодня же это ему ничего не стоит – несколько удачных попыток, и страх перед препятствием исчез навсегда.

Если же не позволять малышу преодолевать препятствия, страх закрепится и останется в виде фобии – например, человек всю жизнь будет панически бояться лестниц, спусков, горок, даже если его физические возможности позволяют ему без труда спуститься вниз. Разумеется, он уже давно научится самостоятельно вставать со злополучного кресла, но не получит опыта преодоления страха.

По мнению ученых, проблема заключается в том, что современная окружающая среда все меньше и меньше стимулирует детей преодолевать собственные страхи. Не пережитые, не побежденные, они перекочевывают с нами во взрослую жизнь, порождая, во-первых, множественные фобии, а, во-вторых, не позволяя нам адекватно реагировать на опасные ситуации. Даже молодые, физически здоровые люди недостаточно ловки, подвижны и хладнокровны, чтобы вовремя отскочить, сгруппироваться и так далее.

Возможно, вы возразите, что для получения соответствующих навыков не обязательно прыгать по крышам гаражей или нырять с обрыва. Все эти умения можно получить, занимаясь в спортивной секции, под присмотром опытного тренера, без риска для здоровья.

Между тем ученые полагают, что именно захватывающие игровые переживания (а вовсе не опытный наставник) побуждает ребенка постоянно преодолевать собственные слабости и развивать соответствующие возрасту навыки. Излишнее же беспокойство родителей демотивирует детей и заставляет отказываться от рискованных игр.

Что такое рискованная игра? Это игра, которая связана с риском получения травмы. Обычно это игра на улице, предполагающая физическую активность: дети пытаются сделать что-то, чего они никогда не делали раньше, преодолевая пугающее ощущение потери контроля над ситуацией. Как им удается преодолеть страх? Все просто, в игре возникают более сильные эмоции.

В современном обществе все больше внимания уделяется безопасности детей во всех областях, включая ситуации, связанные с игрой. Таким образом, репетиция действий в реальных рискованных ситуациях становится важной проблемой. Как ни парадоксально, наш страх перед относительно безвредными травмами может привести к более страшным травмам и повышению уровня психопатологий.

Статистика нескольких стран показывает, что большинство травм, связанных с детской игрой (результат падений или ударов качелями, падений с горок и детских «лазилок») не представляют серьезного ущерба для здоровья. Это синяки, ушибы, сотрясения и переломы – все это дети переживали на протяжении всей истории человечества, и они не оказывали существенного влияния на нормальное развитие ребенка. В то же время серьезные травмы, приводящие к инвалидности и даже смерти, на детских площадках чрезвычайно редки.

Исследования показали, что наиболее значимый фактор при получении травмы – вовсе не характеристики оборудования на детской площадке, а поведение ребенка: например, раскачивание на качелях стоя, сталкивание друг друга с вершины горки и так далее.

Иными словами, совершенно бессмысленно пытаться организовать для детей какую-то «особо безопасную» игровую среду. Естественное стремление к риску позволит малышам найти такую форму игры, при которой возникнет риск травмироваться даже в ватном коконе.

В числе прочего была исследована взаимосвязь между стремлением ребенка к риску и детским травматизмом. Оказалось, что существует небольшая группа детей, постоянно переоценивающих свои физические возможности, однако нельзя однозначно сказать, что они получают серьезные травмы чаще других.

Исследования показывают, что переоценка собственных способностей выше среди 6-летних детей, чем среди 8-летних. Это говорит о том, что дети учатся оценивать опасные ситуации на основе опыта с игры с элементами риска, и развивают навыки, необходимые для принятия более точных решений.

Дети, чаще игравшие в рискованные игры, в дальнейшем не переоценивали степень опасности реальной ситуации, поскольку приобрели опыт управления факторами риска в игре.

Другие исследования показали, что младшие дети (2-й класс) в потенциально опасной ситуации боялись сильнее и ожидали более тяжелых травм, чем дети на два и четыре года старше. Предполагается, что дети, неоднократно получавшие незначительные травмы (синяки, ссадины, ушибы), меньше беспокоятся и из-за возможных неприятных ощущений и более трезво оценивают ситуацию.

Если мы договоримся считать несущественными травмы, которые легко поддаются излечению и не влияют в дальнейшем не жизнь и здоровье ребенка, то можно утверждать, что они - естественная часть развития детей, и родителям не следует ограждать от них детей в повседневной жизни.

А что же должны делать родители? Очевидно, предупреждать те опасности, которые дети не могут предвидеть или которыми не могут управлять, но позволять совершать рискованные действия в относительно безопасных условиях игры. Необходимо найти баланс между рисками, которые способствуют обучению, и опасностями, которые могут привести к серьезным травмам.

 

Информация подготовлена по материалам из открытых источников

-->