Я – молодая мама. Мне хочется рассказать о моей дочке Насте, которой 3,5 года, о нашем домашнем питомце и любимце коте Ману и об их дружбе. «Ману» - необычное имя, так звали бирманскую кошку, которая получила всеобщее признание селекционеров на выставке в Париже в 1926 году.

Нашему Ману уже 8 лет, то есть, если учесть кошачий короткий «век», он представляет собой пожилого кота, умудренного жизненным опытом. Его маму (персидскую кошку) мы привезли из деревни. Мы живем в частном доме, и наша породистая кошка пользовалась популярностью среди местных «донжуанов» - котов, ведь ее было невозможно удержать в доме. Поэтому, она не замедлила через короткий промежуток времени принести нам пятерых чудесных котят разной масти.

Ману мы с мужем сразу выделили из общей компании котят за его необычный темно-коричневый окрас, желтые глаза и поразительную шустрость и решили оставить у себя. Остальных котят разобрали, а маму-кошку вскоре отправили назад в деревню - она свое дело сделала.

Ману вырос и превратился в крупного красивого кота. А вскоре родилась и наша Настя, и тут возник вечный вопрос, что делать с котом - оставить или срочно сослать в ту же деревню? Бабушка, которая очень беспокоилась (как, впрочем, и все бабушки), не навредит ли его присутствие долгожданной внучке, была, конечно, обеими руками за ссылку. Но, к счастью Ману, наши доводы победили, и кот остался жить с нами.

Прошло 3 года, мы все единогласно поняли, что решение оказалось правильным. Хотя, конечно, некоторые опасения и тревога по поводу аллергии на шерсть или наличия гельминтов (ведь кот гуляет на улице) у нас были. Но меры профилактики сделали свое дело и, слава Богу, пока все хорошо. Кроме того, недавно я прочитала, что педиатры, проведя серию исследований, установили, что наличие в доме кошки или собаки приводит, напротив, к снижению риска возникновения аллергии у детей! Возможное объяснение этого явления, по мнению ученых, состоит в том, что в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций.

Самое главное, что Ману для нашей Насти с самого рождения стал лучшим другом! Вначале он почувствовал некоторую растерянность, потому что привык на моих коленях мурлыкать по вечерам, а мне уже было не до него, особенно первые месяцы. Но мы не испытывали на прочность его чувства привязанности и уделяли ему хоть немного времени, показывая, что, несмотря на появление в доме нового члена семьи, мы по-прежнему его любим, чтобы он не чувствовал себя брошенным и забытым. Мы старались с большой осторожностью приучать его к общению с незнакомым для него существом. И главное понимали, что Ману не должен стать игрушкой для ребенка, что нужно изначально показать Насте, что это живое существо и нужно относиться к нему с должным уважением и заботой.

Если Настя капризничала или нужно было ее отвлечь во время каких-то процедур, мы тут же призывали его на помощь. Они вместе играли на полу, на ковре, когда она только начала ползать. Она запускала пальчики в его густую шерсть и теребила ее, что было сил, а он, молча, сносил подобные экзекуции, и мы ни сколько не боялись, что кот может поцарапать или укусить ребенка, потому что это на редкость спокойное и покладистое животное. Единственное, что он может сделать - это жалобно огрызнуться, когда она начинает очень уж бурно проявлять свою любовь!

Настя расслаблялась, гладя кота, что - то рассказывала ему на своем детском языке. Ей, наверное, казалось, что он понимает ее, и доверяла ему какие-то секреты со всей своей детской непосредственностью. Я надеюсь, что общаясь с ним с самого младенческого возраста, она вырастет чуткой, доброй девочкой, способной испытывать привязанность к другим, сопереживать чужим бедам; это должно помочь ей преодолеть чувство зависти по отношению к другим детям, свойственное иногда малышам.

Я часто думаю, что ведь ей предстоит жить среди людей, и поэтому надо учиться с малых лет контролировать свои и позитивные, и негативные эмоции. Общение с животным должно помочь ей развить чувство ответственности. Если Ману не нравится, как ребенок держит его, он убегает. Таким образом, он сам объясняет ей, как с ним обращаться. Это позволяет ей понять, что она поступает неправильно.

Занимаясь с животными, дети иногда могут сильнее, чем нужно, толкнуть или сделать им больно, тиская их, на что они сразу же как-то реагируют: убегают или куснут обидчика – дескать, знай меру! Тут уж не до игры ни тому, ни другому. Такое поведение животного и объяснения взрослых о том, как надо обращаться с животными, способствует пониманию детей, что нужно уметь сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, и им уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения. Ведь в отличие от обычной игрушки, это живое существо - оно дышит, бегает, играет, проявляет какие-то чувства. По-моему, дети очень близки с животными. Они на уровне подсознания чувствую себя более родственными с ними, чем со взрослыми. Моя дочка очень любит сказки, в которых главные герои-животные. Наверное, они помогают ей приобрести уже какой-то жизненный опыт, понять, что есть добро и зло, постичь новые истины, впитать в себя новые впечатления.

Сейчас у нашей дочки есть уже и свои обязанности - когда она видит, что миска для еды у Ману пуста, стремглав бежит и кричит: «Мама, нужно кормить Ману!» или «Мама, он хочет гулять, выпусти его на улицу!».

Когда Настя подрастет, мне хочется познакомить ее поближе с еще одним замечательным животным-лошадью! Ведь это прекрасно – душевное единение ребенка и такого доброго и преданного существа, как лошадь. Я так говорю не понаслышке, а потому что сама некоторое время брала уроки верховой езды в конном клубе. Сложно передать восторг, и в тоже время страх, который испытываешь, садясь впервые на лошадь. А какое тепло разливается в душе, когда приходишь в конюшню, а тебя ждет уже «твоя» лошадь, с какой надеждой просит глазами лакомства и ласкового приветствия! Впоследствии, когда это становится уже привычным делом, появляется уверенность в себе и необыкновенная гордость, что ты это смог, становится даже неловко за те прошлые страхи.

Однажды, гуляя в парке, мы прокатили Настю на пони: какая радость была в ее глазах, когда она восседала на этой маленькой лошадке и как была счастлива! Если кто-то хоть раз катался верхом на лошади, представьте себе на минуту свои ощущения и тогда поймете чувства ребенка!