Недавнее происшествие в пермской школе всколыхнуло общественность: говорят, что подростки пошли в школу убивать из-за воздействия в Сети.

Интернет вторгся в нашу жизнь и занял значительную её часть. Особенно много времени в глобальной сети проводят дети. Но чего только нет в Интернете: «группы смерти», сообщества-«колумбайны», посвящённые нападению школьников на школу Колумбайн в США в конце 90-х, группы АУЕ, пропагандирующие блатную романтику, маньяки-педофилы и изготовители детской порнографии… Все эти угрозы ждут ребёнка в глобальной Сети.

Тактика вовлечения

«Актуальность надзора в этой сфере очень высока: недавно происшедшие события в школах Перми и Улан-Удэ говорят о том, что организаторские возможности модераторов таких групп невероятно широки, - отмечает начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры Омской области Павел Попов. - У администраторов сообществ есть все условия, чтобы в кратчайшие сроки и без усилий организовать подростков, призывать их к совершению преступлений. Поэтому органы прокуратуры выявляют такие группы и принимают меры, чтобы их деятельность была пресечена. У Роскомнадзора есть определённые возможности по досудебному запрету этих сообществ. Это помогает более действенно и эффективно бороться с таким явлением. В прежние годы ожидание судебного запрета сообществ занимало месяцы».

Заместитель начальника управления организации деятельности УУП и ПДН УМВД России по Омской области Сергей Руденко может легко объяснить популярность таких групп среди их целевой аудитории: «Модераторы таких групп, как «Синий кит», «Разбуди меня в 4.20» и других используют тактику вовлечения. Они спрашивают детей, какие у них есть проблемы, чем они могут им помочь. Естественно, они обманывают ребёнка, затягивая в свои сети».

Психологи уверяют, что в ловушку может попасть практически любой ребёнок. «У каждого подростка есть внутренние мотивы и факторы, определяющие его поведение. Много значит при принятии решений и его окружение, а также вседозволенность, предоставленная родителями, - пояснила директор городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Кислова. - Однако к группе риска можно отнести ребят, которые имеют склонности быть ведомыми».

Инспектора в школу!

О работе по противодействию киберугрозы по отношению к школьникам дают пояснения и чиновники от образования. Хотя их методы не кажутся особенно действенными: в школах каждую четверть проводят уроки интернет-безопасности. «Мы работаем в тандеме с полицией. Практически каждая образовательная организация в этом учебном году уже может отчитаться о проведении таких уроков. Эта работа ведётся не первый год и она даёт определённые результаты. У нас есть фотографии таких занятий и интересные отзывы детей, - радостно рапортует начальник отдела дополнительного образования, воспитательной работы и организации оздоровления департамента образования Омска Татьяна Чаповская. - Педагоги сейчас и сами активно выходят в социальные сети с подростками, смотрят за ними. В случае необходимости мы сразу же оперативно реагируем: выходим на инспектора по делам несовершеннолетних и приглашаем его в данный классный коллектив к конкретному ребёнку».

Рекомендация психолога

Не только родителям, но и учителям стоит прислушаться к словам психолога, которая уверена, что взрослые должны стать союзниками детей. «Любой запрет повышает интерес. Попытки отобрать телефон способствуют лишь уходам из дома. Родителю нужно вместе с ребёнком выходить из сетевой зависимости, - продолжает Кислова. - Плюс к этому ребёнок должен ощущать, что он любим в семье. Важно, чтобы у него сложились доверительные отношения с родителями. Такое доверие со стороны подростка к маме и папе, возможность пообщаться и посоветоваться с ними, наверняка поможет ему не сделать ошибку».

 

Информация подготовлена по материалам из открытых источников