Метод Монтессори – это педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Согласно этой теории, традиционное «Молодец!», брошенное ребенку, несет в себе оценку его действий, некое суждение. Когда на самом же деле цель похвалы – дать ребенку почувствовать себя увереннее и вдохновить на дальнейшие действия. Для этого можно использовать, например, следующие фразы:

- «Ого, ты долго работал над этим!»
Когда ребенок приносит вам показать рисунок или постройку из конструктора, постарайтесь сфокусировать внимание не на результате, а на процессе. Пусть ребенок поймет, что вы заметили, сколько труда он вложил в эту поделку. Это даст ему ощущение, что процесс и приложенные усилия куда важнее результата.

- «Что из этого тебе нравилось делать больше всего?»
Задавая нейтральные, безоценочные вопросы, вы дадите ребенку понять, что он – единственный, кто может судить качество и внешний вид своей работы. Не вы решаете, хороша она или не очень, а он, ее создатель. Так, ребенок понимает: любое творческое занятие нужно ему для того, чтобы получать удовольствие от процесса, а не чтобы угодить взрослым и получить похвалу.

- «Что нравится тебе в этой работе больше всего?»
Пусть ребенок сам станет собственным критиком. Покажите ему, что собственное творчество можно анализировать, размышляя о том, что можно было бы сделать по-другому, какие навыки стоит приобрести, чтобы сделать это еще лучше. Творчество — это процесс саморазвития, а не гонка за похвалой.

- «Расскажи мне, что ты тут нарисовал?»
Часто, принося нам очередную поделку или рисунок, дети не стремятся к похвале — они просто хотят обсудить это. Часто им даже не нужна наша оценка. Поэтому просто спросите ребенка о том, что изображено на рисунке и дайте ему шанс рассказать!

- «Ого, почему ты выбрал именно эти цвета, расскажи»
Если ребенку уже больше 3 лет, можно задавать более конкретные вопросы. Спросите, почему он выбрал именно эти цвета или именно таким образом решил сочетать блоки конструктора. Покажите, что вам действительно интересен его творческий процесс!

- «Ты так тщательно проработал детали!»
Если ребенок все же ожидает похвалы, не говорите просто «Молодец!» — похвалите что-то конкретное. Например, обратите внимание на то, как много интересных деталей на картинке или как тщательно закрашен каждый уголок листа. Это покажет ребенку, что вы действительно обратили внимание на его работу, а не просто отмахнулись традиционной похвалой.

- «Ты очень помог мне! / Спасибо за помощь!»
Если ребенок решает отнести чашку в раковину или открыть перед нами дверь или сложить одежду в корзину для стирки, это обязательно нужно отметить. И лучше дать ему понять, что эти действия были нам всерьез полезны, это была настоящая помощь! Пусть он поставил чашку криво, а белье упало на пол – неважно, он всерьез хотел вам помочь, и это должно быть отмечено.

- «Твоей сестре так нравится, когда ты читаешь ей эту книгу»
Если ребенок добр к кому-то, это обязательно нужно подчеркнуть. Обратите его внимание на то, как хорошо другим людям становится в эти моменты. «Твой друг был так доволен, когда ты разрешил ему прокатиться на своем велосипеде!», «Твоя младшая сестра была в восторге, когда ты научил ее поливать растения из лейки!». Мы так часто объясняем детям, в чем они были неправы, и никогда не отмечаем их положительное поведение. А ведь это – самое главное!

- «Ты убрал все игрушки с пола, какой порядок!»
Отметьте конкретное действие, не штампуйте все подряд безликим «Молодец!». Ребенку действительно важно ощущать, что его усилия ценятся. Нам часто кажется, что постоянного «Молодец!» уже достаточно для того, чтобы ребенок рос в атмосфере одобрения и принятия. Но со временем это слово обесценивается, ведь ребенок понимает, что чаще всего взрослые бросают его, иногда даже не взглянув на рисунок или аккуратно сложенные вещи. Остановитесь, уделите своему ребенку внимание, обсудите с ним его поделку, идею, добрый поступок. Ведь чем больше мы говорим о хорошем, тем больше его становится вокруг.

 

Информация подготовлена по материалам из открытых источников.