На станциях метро в любое время года поддерживается относительно комфортная температура. Это удивительно, учитывая их расположение под землей. Получается, станции обогревают? Как же это осуществляется? Система немного сложнее и интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
Первый метрополитен открылся в Лондоне в 1863 году. В 1868 второе метро открыли в Нью-Йорке, а в 1892 – в Чикаго. В России метро появилось в 1935 году в Москве. В дальнейшем: Санкт-Петербург, Киев, Тбилиси, Баку, Харьков, Ташкент, Ереван, Волгоград (но это больше не метро, а скоростной трамвай), Минск, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург. После того, как распался СССР, метро открылось только в трех городах: Алма-Ате, Казани и Днепропетровске.
Линии метрополитена обычно проложены под землей, но могут иногда выходить на поверхность. Тоннели бывают от 4 до 7 метров в диаметре, но существуют и более узкие проходы. Характеристики метрополитена и особенности его сооружения могут меняться в зависимости от страны. К примеру, есть практически полностью наземное метро. Общей чертой для всех стран является использование электрической тяги, высокая скорость и интенсивность движения метропоездов, перевозка большого количества пассажиров и независимость от движения транспорта в городе.
Метро обогревается в зависимости от его глубины. Если станция находится близко к поверхности, ее отапливают точно так же, как и подвалы в зданиях. Кроме этого, могут использоваться специальные тепловые насосы, экономящие электроэнергию. Если станция находится глубоко под землей, как, к примеру, в Санкт-Петербурге или Москве, то у нее отопления нет вообще – присутствует только вентиляция. Зимой такие станции «нагревает» окружающий грунт. Тоннели метро располагаются значительно ниже глубины промерзания грунта. Поэтому естественная температура там равняется около 9℃ в любое время года. Например, в пределах Москвы почва промерзает в среднем на 1,3 м, а станции метрополитена (подземные) углубляются на 5-74 м. . Если станция новая, то, несмотря на глубину расположения, там будет холодно. Продлится это несколько лет, пока тепло не проникнет сквозь толщу земли. На температуру воздуха особенно влияют тормоза поезда, его двигатели и даже пассажиры. Для глубокой станции большей проблемой является охлаждение в жаркую погоду, ведь по нормам там должно быть 18-28 ℃. Вестибюли в метро, помещения для персонала, а также наземные сооружения отапливаются. Для этих целей тепло подается из централизированных котельных. Если вблизи нет тепловых сетей, то может применяться электрооборудование и различные теплоносители. На входах и выходах присутствуют воздушно-тепловые завесы. Кроме обычной вентиляции, также имеет место тоннельная. Она необходима для отвода лишнего тепла от поездов, освещения, пассажиров и прочего. В тоннелях примерно пару раз в час воздух полностью обновляется. Подача воздуха и его отвод происходит посредством специальных шахт, в которых установлены вентиляторы.

Информация подготовлена по материалам из открытых источников