Умение пересказывать, то есть передавать содержание близко к тексту, очень важное и востребованное. В жизни, в повседневном общении нам довольно часто приходится передавать содержание разговоров, просмотренных фильмов и передач, прочитанных текстов.

книгой

В школьной практике пересказ — это и специальное упражнение, которое учит понимать текст, развивает память и речь, и форма контроля: пересказ показывает, насколько понят текст, как ребенок владеет устной речью. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным.
Расскажу о том, как можно помочь ребенку овладеть этим важным умением. Только заниматься нужно регулярно: пересказывать небольшие тексты, которые ребенок читает сам или вместе с родителями. При этом лучше, чтобы пересказ был мотивирован: например, подготовившись с мамой, ребенок потом рассказывает содержание прочитанного текста кому-то из домашних. Вот алгоритм подготовки подробного пересказа.
Шаг 1. Ребенок читает текст или отрывок, который требуется пересказать, сначала про себя, а затем отвечает на вопросы по содержанию текста, которые ему задает взрослый. Вы должны убедиться, что ребенок понял текст, иначе он не сможет его пересказать. Конечно, для этого взрослому тоже придется прочитать и понять его, чтобы сформулировать вопросы.
Шаг 2. Если текст поделен на абзацы, устанавливаем, сколько в нем абзацев, то есть сколько смысловых частей будет в нашем пересказе. Если текст маленький и абзацев нет, стараемся все равно разделить его на смысловые части.
Шаг 3. Определяем вместе с ребенком, о чем говорится в первой части текста, и озаглавливаем ее. Находим и подчеркиваем (выделяем) в этой части текста ключевые слова, то есть слова, которые передают основную информацию, с их помощью легче воспроизвести содержание.
Шаг 4. Так же действуем дальше, читая 2-ю часть, и т. д. В результате у нас получается план текста (его надо обязательно записать) и группы ключевых слов каждой части (их тоже лучше записать). Это зрительная опора для пересказа.
Шаг 5. Ребенок пересказывает 1-ю часть, опираясь на первый пункт плана и ключевые слова. Затем очень полезно вновь открыть текст. Пусть ребенок перечитает первую часть и проверит себя.
Шаг 6. Так же поочередно пересказываем остальные части и проводим самопроверку по тексту.
Шаг 7. Еще раз перечитываем текст целиком (может читать вслух ребенок или взрослый).
Шаг 8. Ребенок пересказывает уже весь текст целиком с опорой на план и ключевые слова
Для пересказа можно использовать короткие тексты или отрывки из учебника по литературному чтению или по литературе за прошедший год.
Информация подготовлена по материалам из открытых источников.